Туру-Алты

Святилище расположено на правом берегу реки Бар-Бургазы, в межгорном урочище Туру-Алты, в 15 км к северо-западу от Юстыдского комплекса. Первые работы на этом памятнике были проведены в 1970-е гг. В.Д. Кубаревым, а зтем совместно с Якобсон Э., Я.А.Шером, А.П. Франкфортом и Т. Масумото продолжены в 1990-е гг. Там были зафиксированы разнообразные курганы и выкладки, вертикально стоящие стелы в
оградках, обо на вершине горы, наскальные изображения и другие объекты.

                      Во время новых исследований Саяно-Алтайской экспедиции в 1995 и 2003 гг. были поставлены вопросы о связи курганов, выкладок, стел, наскальных изображений между собой и с окружающим ландшафтом. Из центра ряда объектов были зарисованы круговые панорамы для последующих палеоастрономических расчетов, а также детально фиксировались каменные выкладки, стелы и петроглифы (рис.10).Туру-Алты, Путеводитель по местам силы

Центральная линия из стел ориентирована на вершину горы, где находился своеобразный «алтарь» – большая гладкая вертикальная каменная плита с изображениями устремленных в небо огромных оленей «раннескифского» облика. На плите выбито несколько десятков изображений, в основном копытных животных – оленей, козлов, коней, верблюдов, а также лучников со стрелами. Центральным образом является крупное изображение оленя с большими ветвистыми рогами, вытянутой вперед тонкой мордой, длинным ухом. Выше него в близкой стилистической манере выбита фигура оленя без рогов, с короткими ногами, близкая по стилю к «оленным» камням Центральной Азии IX–VIII вв. до н.э. Размер сакрального изображения, вероятно, задавался заранее. Так, например, длина каждого из трех самых больших оленей на этой каменной плоскости, от кончика носа до хвоста, равна 90 см, или половине прямой сажени в 180 см. Такой размер служил своеобразным модулем для разметки не только маленьких, но и крупных объектов, в том числе курганов, стел, а также расстояний между ними. Образ оленя часто ассоциировался с Солнцем, и нахождение фигур оленей в верхней части горы позволяет предполагать связь этого святилища с Небом и Солнцем.

С восточной стороны святилища Туру-Алты на скальных выходах расположено несколько групп петроглифов, в основном выбитых в раннескифское время. Особенно впечатляют контурные наскальные рисунки горных козлов, выполненные в VIII–VII вв. до н.э. в своеобразной «топографической» манере. Для того, чтобы показать «высоту и объем» на теле животного, в отдельных случаях использовалось до пяти уровней «изолиний», в чем-то близких к изображению рельефа на современных топографических картах. Святилище в Туру-Алты функционировало, вероятно, с перерывами, достаточно долго – с эпохи бронзы до этнографического времени.

По материалам: Марсадолов Л.С. Древние святилища Алтая // Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы святилищ: сборник статей / отв. Ред. А.А. Тишкин, И.А. Жерносенко. – Барнаул: Изд. Жерносенко С.С., 2010.–144с., С.11, С.34.

Добавить комментарий

Поделиться
Мы в
соцсетях