Семисарт (Кара-Бом) 

 

Памятник находится в 4 км к юго-западу от поселка Ело, у скалы Кара-Бом, в небольшом урочище, с трех сторон окруженном скальными выходами. Курганы с каменными ящиками были обнаружены в 1979 г. во время разведки В.Н.. Владимировым и С.В. Цыбой. В 1980 г. отряд Окладникова у скалы Кара-Бом исследовал палеолитическую стоянку, а отряд А.П. Погожевой раскопал один курган. В 1980, 1985, 1986, 1991, 1995, 2005 гг. экспедицией Государственного Эрмитажа на этом памятнике были раскопаны четыре курагана VIII-VII вв. до н.э., обнаружены разнообразные культовые выкладки, астрономические пункты наблюдений и наскальные изображения (Марсадолов, 2007,2007).

 

Семисарт

От священного источника «аржан», расположенного на юге, тропинка через «сад камней» вела к алтарному комплексу с наскальными рисунками на вершине северной горы. Астрономические наблюдательные пункты состоят из трех-четырех находящихся рядом скальных ниш с выровненными и подправленными человеком краями и боковыми стенками. Функциональное назначение каждой ниши было строго специализировано и определено ее положением на скале. Например, из одной ниши можно наблюдать только точки восхода солнца и луны на востоке; из другой – только точки их захода на западе; из третьей – только южную часть горизонта и так далее. Имеются узкие ниши, из которых, сидя на ступеньке или стоя, можно наблюдать горизонтальное или вертикальное перемещение небесных тел. В целом скала с наблюдательными пунктами в Семисарте близка в плане к ступенчатым зиккуратам древности, часто используемым в астрономических целях.

Наскальные рисунки представлены изображениями козлов, оленей, антропоморфными личинами, соляными и лунарными знаками, округлыми лунками диаметром 5–10 см («чашевидными углублениями»).

Курганы расположены по линии СВ-ЮЗ так, что всегда при восходе или заходе солнца на один курган падают солнечные лучи, а другой долго остается в тени. Важные астрономические и топографические направления выделены в насыпях курганов, за их пределами и на склонах гор камнями белого кварцита, а также крупными каменными глыбами и плитами.

Древнейшие «сады» камней в Китае и Японии относятся к VI-VII вв., а на Алтае в Семисарте – к VIII-VII вв. до н.э., более чем на тысячу лет раньше. Вклад «семисартцев» в общую культуру Алтая и Азии состоит в том, что они не старались «переделать природу», а наоборот, скорее хотели слиться с нею. Они глубоко чувствовали красоту и силу горных вершин, мощь необработанного камня и его цветность, хорошо знали геометрическую разметку, имели наблюдательные пункты и своеобразные «сады камней». Отдельно лежащие, разные по цвету камни и плиты, разнообразные по форме и назначению выкладки, наскальные изображения, курганы, астрономические пункты наблюдений образуют в Семисарте опредмеченную сложно организованную систему, отражающую сакральные взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, космосом.

По материалам книги «Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы святилищ: сборник статей / отв. Ред. А.А. Тишкин, И.А. Жерносенко. – Барнаул: Изд. Жерносенко С.С., 2010.–144с., С.35-36.

 

Добавить комментарий

Поделиться
Мы в
соцсетях