СЕЛЕУТАС 

 В Центре Евразии, к западу от города Усть-Каменогорска, на рубеже тысячелетий, в 2000 г., был найден уникальный комплекс объектов [3; 4; 5]. Гранитный «сфинкс» (антропозооморфный объект) из Селеутаса огромен по размерам, его высота около 50 м, а длина не менее 100 м (рис. 1). По размерам он почти в 2 раза больше египетского сфинкса, высота которого 20 м, а длина – около 60 м.

Селеутас

Рядом со «сфинксом» в Селеутасе обнаружен обработанный каменный мегалитический блок длиной – 14,4 м, шириной – 6,3 м и толщиной – от 2,1 до 3,1 м (рис. 2). Общий вес этой гигантской гранитной плиты-изваяния составляет около 500 тонн, а объем – более 160 кубометров (почти сравнимый по объему с Александровской колонной около Эрмитажа). Этот мегалит по длине более чем вдвое превосходит вертикальные плиты из Большого Салбыкского кургана в Хакасии и комплекса в Тархате на Алтае, а по весу он тяжелее их в десятки раз. Даже самый большой мегалит Франции «Grand Menhir» (длина 20,3 м, вес 350 тонн) превосходит плиту из Селеутаса лишь по длине, значительно уступая ей по ширине, толщине и весу.

Новые типы объектов из Селеутаса по мере накопления фактов могут стать первыми свидетелями двух неизвестных пока древних «цивилизаций», к одной из которых относится «сфинкс», а к другой – более поздняя гигантская плита.

Селеутасский «сфинкс» имеет две головы – животного и человека. Возможно, это свидетельствует о большей его древности, по сравнению с египетским, так как человек и животное в Селеутасе еще строго разграничены, а не слиты воедино, как в Египте. Кроме того, египетскому сфинксу дополнительно приданы доминирующие иерархические черты – образ господствующего над людьми фараона и образ «царя зверей» – льва.

В дальнейшем образ сфинкса (сакрального человека-животного) встречается во многих древних культурах Евразии – в Ассирии, Урарту, Фригии, Греции, на Алтае (Пазырык, Берель) и во многих других странах.

Н.К.Рерих посетил Египет в 1920-х гг. и позже написал ряд этюдов, изображавших сфинкса и пирамиды («Египет», 1939). На другой его картине («Лик Гималаев», 1934) среди скальных выступов четко обозначено в профиль лицо человека гигантских размеров, напоминающее такое же профильное изображение из Селеутаса (рис. 1).

По материалам книги «Алтай сакральный: культовые и археоастрономические смыслы святилищ: сборник статей / отв. Ред. А.А. Тишкин, И.А. Жерносенко. – Барнаул: Изд. Жерносенко С.С., 2010.–144с., С.11, С.34.

Селеутас Селеутас

Добавить комментарий

Поделиться
Мы в
соцсетях