Калбак-Таш

 

Между деревнями Иодро и Иня, на правом берегу Чуи, в урочище Калбак-Таш на скалах, на протяжении почти 10 километров можно увидеть петроглифы – древние наскальные рисунки. Сейчас это место известно как, святилище Калбак-Таш, или петроглифический  комплекс «Калбак-Таш». В общей сложности здесь можно увидеть более 3000 изображений, которые были сделаны в разное время – от бронзового века до средневековья. Буквально это название можно перевести как «гора, расширенный, плоский, висячий камень».Калбак-Таш

Скальное возвышение расположено на высоте 770 м. над уровнем моря. Координаты комплекса Калбак-Таш: 50°24? 11?северной широты и 086° 49? 08? восточной долготы. Скалы, сложенные сланцевыми породами зеленовато-коричневого цвета, причудливыми уступами обрываются в Чую. Прямо у основания скал вьется асфальтированная лента знаменитого Чуйского тракта, соединяющего Алтай, да и всю Западную Сибирь с Монголией. Древнее святилище Калбак-Таш I находится на 721 км от г. Новосибирска (рис. I). Многие годы оно не привлекало внимания исследователей первобытного искусства. Поэтому история Калбак-Таша, в настоящее время широко известного в России археологического памятника, достаточно интересна, но необычайно коротка.

Первооткрывателями выдающихся петроглифических комплексов: Калбак-Таш – Ялбак-Таш – Иодро, наверное, следует считать художников Д.И. Кузнецова и Г.И. Гуркина. Они сделали первые зарисовки, тем самым, положив начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. В 1979 г. петроглифы Калбак-Таша были вновь открыты археологами Института истории, филологии и философии СО АН СССР (г. Новосибирск).

Можно определить несколько этапов создания этих петроглифов.

Эпоха неолита (6 -4 век до новой эры) – это фигурки козлов и оленей. Некоторые рисунки достигают размеров 2х3 метра.

Эпоха энеолита и бронзы (3 – 1 век до новой эры) – это олени и фантастические хищники, воины, вооруженные копьями, погонщики, вьючные быки и колесницы, мужские фаллистические фигуры, стилизованные изображения женщин, зачастую рядом с животными. Это самая большая группа петроглифов. К их числу следует отнести рисунки змеи, медведя, и знаки – символы.

Эпоха скифов (8 – 3 век до новой эры) – главные персонажи скифско-сибирского стиля (собаки, лошади, волки, козлы и т.д.), сцены охоты на оленей.

Древнетюркская эпоха (6 – 10 века) – большое количество сцен охоты на медведей, диких быков и оленей.

 Обнаруженные здесь древнетюркские рунические надписи являются крупнейшими в России. Найдены и исследованы в общей сложности 31 строка. Размещаются они на трех скальных плоскостях.

Под большим скальным монолитом, по всей видимости, располагался алтарь для жертвоприношений, то есть данное место является еще и культовым.Рунические надписи

А еще на рисунках можно увидеть существа в странных головных уборах. Эти изображения относятся к афанасьевской культуре Алтая (3 тыс. до н.э. – начало 2 тыс. до н.э.). В этнографической литературе также есть описание таких изображений у северных народов. Там эти существа называются «мухоморы». Заметим, что такие петроглифы можно встретить и на Байкале.

Общее число рисунков Калбак-Таш I в настоящее время составляет 3723, но на памятнике осталось несколько необработанных плоскостей с тонкими, слабо различимыми граффити.

Петроглифы урочища Калбак-Таш можно рассматривать как самостоятельно, так и с гидом-экскурсоводом. Последнее предпочтительней, т.к. это даст более полную и ясную картину этого памятника. Стоимость экскурсии 100 р. с человека (2013 г).

 

 

Персонажи афанасьевской культуры, Калбак-Таш

 

Скачать статью В.Д. Кубарева “История изучения святилища Калбак-Таш”

Добавить комментарий

Поделиться
Мы в
соцсетях