Святилище Адыр-Кан (Чуйский оленный камень)

 

Адыр-Кан один из наиболее известных культовых памятников Алтая, расположенный на правом берегу реки Чуи на 728 км. Чуйского тракта, между поселками Иня и Иодро, в урочище Адыр-Кан. Благодаря удобному расположению, оно давно известно населению, и было посещаемо многими исследователями Алтая – Потаниным Г.Н, Сапожниковым В.В, Ядринцевым Н.М. и другими. Первое описание и прорисовка каменного изваяния был сделана Кубаревым В.Д. (1979), а также неоднократно Марсадоловым Л.С. (1976, 1980, 1985, 1995, 2003гг).

В Чуйский комплекс входят – изваяние, выкладки, каменный ящик и наскальные изображения. Центром комплекса является каменное изваяние VIII–VII вв. до н.э. в виде схематичной фигуры воина, изготовленное из плиты серовато-зеленоватого сланца высотой 2,1м. Святилище Адыр-Кан (Чуйский оленный камень)

В верхней части камня контурной выбивкой изображено лицо человека с глубокими округлыми глазницами, носом и ртом. Ниже лица выбита пектораль или шейная гривна. В средней части находится кинжал большого размера с расширяющимся клинком,выделенной рукоятью, с тремя небольшими полосками над ней. Если рукоять кинжала выбита точками, то клинок выполнен глубокой прорезной линией. Не исключено, что на этом кинжале есть следы от заточек ножей и кинжалов кочевников, нанесенные в последующие периоды.

Судя по астрономическим расчетам, в дни, близкие к равноденствию, солнце всходило в точке пересечения трех гор, что могло осознаваться древними кочевниками и служить одной их причин поклонения каменному изваянию, установленному в сакрально важной точке.
Наскальные рисунки находятся на расстоянии около 70 м к северу от каменного изваяния. Возможно, одним из центров композиции является изображение большой извивающейся змеи. Вокруг нее расположено много зооморфных сюжетов, позволяющих проследить их «стратиграфическое» и «хронологическое» соотношение. В конце эпохи бронзы выбиты изображения колесницы, стоящего оленя с поднятыми вверх сильно разветвленными рогами и козлов. На другом участке, один под другим, находятся три рисунками, выполененные в разных стилях. В верхней части изображен олень с прямоугольным туловом, короткой мордой, широко расставленными ногами и ветвистыми рогами, вероятно выбитый в XI-X вв. до н.э. Ниже него находится изображение оленя IX–VIII вв. до н.э. с длинным туловом, выделенной остроугольной холкой, тонкими ногами, вытянутой вперед «птичьей» мордой с открытым ртом, округлым глазом и небольшими отростками рогов. В VIII–VII вв. до н.э был выбит контурный рисунок копытного животного, стоящего на высоких прямых ногах, с подтянутым животом, с высоко поднятой вверх головой (Марсадолов, 2007).

Чуйский культовый комплекс функционировал весьма длительное время. Вероятно, начало ег осооружения относится к эпохе бронзы, наиболее интенсивно он использовался в «раннескифский»период, а затем с перерывами – до современности.

Смотреть другие фото Чуйского оленного камня и святилища.

Добавить комментарий

Поделиться
Мы в
соцсетях